Услышав после посещения детского невролога диагноз ММД, многие родители хотят разобраться, что это за болезнь и чем она грозит ребенку. В неврологии патология относится к разряду перинатальных энцефалопатий. Аббревиатура расшифровывается – минимальная мозговая дисфункция. Диагностируется у 20% детей, достигших 6-7-летнего возраста. Преимущественно выявляется в процессе планового врачебного осмотра. ММД – это такое нарушение функциональности мозга, которое незначительно влияет на физические данные и психическое здоровье ребенка, что позволяет говорить о благоприятном прогнозе.
Определение заболевания
ММД у ребенка – это такое отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно-церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо-эмоционального фона.
Патология резидуально-органического происхождения (возникшая вследствие родовой травмы) развивается у детей из-за недостаточности функциональной активности отделов головного мозга. Как правило, носит легкий характер, выражается в небольших отклонениях поведения и сложности обучения без явного ухудшения интеллектуальных способностей.
Врачи отмечают, что синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей требует комплексного подхода к лечению. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, так как это позволяет своевременно начать коррекционные мероприятия. Врачи рекомендуют сочетание медикаментозной терапии с психотерапевтическими методами, такими как арт-терапия и логопедия. Это помогает улучшить когнитивные функции и социальные навыки детей. Кроме того, специалисты акцентируют внимание на необходимости создания поддерживающей среды в семье и школе, что способствует успешной адаптации ребенка. Важно, чтобы лечение проводилось под контролем опытных специалистов, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому пациенту и повышает эффективность терапии.
Основные симптомы
Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме. Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:
- Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
- Дислексия. Затруднения при чтении.
- Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.
Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.
Признаки у детей
Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).
Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.
У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.
ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:
- Моторная дисфункция в легкой форме.
- Гиперактивность. Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте. Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
- Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
- Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
- Трудности при запоминании новой информации.
- Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
- Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.
Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.
Синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей вызывает много обсуждений среди родителей и специалистов. Многие отмечают, что симптомы, такие как трудности с вниманием, гиперактивность и проблемы в обучении, могут значительно влиять на повседневную жизнь ребенка. Родители часто делятся опытом, как важно раннее выявление и комплексный подход к лечению. Врачи рекомендуют сочетание медикаментозной терапии и психотерапии, а также коррекционные занятия. Педагоги подчеркивают значимость индивидуального подхода к каждому ребенку, чтобы создать комфортные условия для обучения. Важно, чтобы родители не оставались одни с этой проблемой и искали поддержку в профессиональных кругах.
Проявление у взрослых
Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.
Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.
Причины
Основные причины, провоцирующие минимальную мозговую дисфункцию, диагностированную у детей – патологии внутриутробного развития, травмы, полученные в результате расстройства родовой деятельности (аномальные значения силы, интенсивности, ритма сократительной активности мышц матки). Типичные осложнения патологических родов: гипоксия (кислородное голодание) с последующей ишемией мозга, родовые травмы (повреждения костных и мягких тканей), инфекционные поражения плода. Родовые травмы почти всегда вызывают сбои в работе периферической и центральной нервной системы новорожденного. Другие причины возникновения:
- Перенесенные матерью на любом этапе жизни соматические (телесные) болезни, сопровождающиеся хронической интоксикацией.
- Наследственная предрасположенность, в том числе алкогольная и наркотическая зависимость родителей.
- Нарушение процессов метаболизма.
- Патологические состояния при беременности, в том числе токсикоз, угроза прерывания.
- Перенесенные матерью в период беременности инфекционные заболевания, протекающие в острой форме.
- Аномальное течение родов, в том числе нарушение родовой деятельности, стремительные роды.
- Недоношенное состояние плода, нарушение функций жизнедеятельности. Недоношенный плод не готов к родовому процессу. В результате повышается риск повреждений.
Нанести существенный вред здоровью будущего ребенка могут инфекционные поражения матери с мало выраженной симптоматикой – токсоплазмоз, цитомегалия, хламидиоз, сифилис.
Диагностика
Диагностика преимущественно направлена на распознавание типа личности. Психодиагностика предполагает использование тестов для выявления специфических трудностей, возникших у ребенка, уровня его эмоционального развития, тревожности, моторной функции. Основные методики:
- Система Гордона. Показывает уровень общего развития.
- Тест Векслера. Принцип вербально-невербальной креативности.
- Тест Бердер-Гештальта. Определение уровня интеллекта и познавательных возможностей.
- Тест Тулуз-Пьерона. Определение уровня внимания.
Диагноз ММД – это такая патология, которая выявляется при помощи инструментальных методов, что позволяет делать обоснованные выводы о состоянии здоровья у ребенка. Проводится нейросонография, электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография. Рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника и черепа показано с целью дифференциации заболеваний органического происхождения.
Лечение
У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:
- Снотворные средства. Нормализуют сон.
- Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
- Антагонисты дофаминовых рецепторов. Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.
Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу.
ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция под контролем врача помогут предотвратить негативные последствия.
Вопрос-ответ
Можно ли лечить ММД у детей?
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники.
Какое отклонение встречается при ММД?
При ММД наблюдается задержка развития тех систем мозга, которые обеспечивают такие функции как речь, внимание, память. По общему интеллектуальному развитию дети с таким нарушением находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, социальной адаптации.
Что такое синдром минимальной мозговой дисфункции?
Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – распространенная форма нервно-психического нарушения, которая проявляется эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна, моторики, речевых навыков и отставанием в учебе.
Является ли СДВГ минимальной мозговой дисфункцией?
Двигательные нарушения у детей с СДВГ были выявлены в течение десятилетий, начиная с той эпохи, когда СДВГ называли «минимальной мозговой дисфункцией». 40 – 42 Клинически СДВГ определяется с точки зрения невнимательности, гиперактивного двигательного поведения и импульсивности.
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту. При первых признаках синдрома минимальной мозговой дисфункции у ребенка важно проконсультироваться с врачом-неврологом или психиатром. Профессиональная диагностика поможет определить степень нарушения и разработать индивидуальный план лечения.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте ребенку спокойную и организованную домашнюю обстановку. Установите четкие распорядки дня, что поможет ребенку чувствовать себя более уверенно и снизит уровень стресса.
СОВЕТ №3
Занимайтесь развитием навыков. Включите в повседневную практику игры и занятия, направленные на развитие внимания, памяти и координации. Это могут быть настольные игры, головоломки или специальные развивающие программы.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на питание. Правильное питание играет важную роль в развитии мозга. Убедитесь, что рацион вашего ребенка включает достаточное количество витаминов, минералов и Омега-3 жирных кислот, которые способствуют улучшению когнитивных функций.