Стихотворения для развития памяти

Заучивание стихов широко применяется для тренировки памяти у взрослых и детей. Рифмованные строки – самый удобный формат текста для запоминания. Среди действенных приемов запоминания большого объема текстовой информации выделяется способ переложения прозаического текста в стихотворную форму. Когда есть созвучие в окончаниях двух или более слов, удается запомнить больше сложной информации. Ритмика, художественные образы, эмоциональный компонент стихотворения помогают глубже воспринимать содержание, что способствует запоминанию. Чтобы улучшить мнестические функции, упражнения, которые тренируют память, делают каждый день на протяжении нескольких месяцев или года.

девушка с книгой

Особенности формирования памяти

Метод заучивания стихотворений применяется для развития памяти в любом возрасте. Понимание процесса памяти способствует улучшению этой функции. Память – ведущий познавательный процесс, фундамент, на котором строится психическая деятельность. Образы, которые возникают в ходе взаимодействия с внешней средой, переживались бы каждый раз как возникшие впервые, если бы человек их не запоминал.

Когда человек открывает утром глаза, он понимает, где находится. Отправляясь в школу, институт или на работу, человек осознает, зачем он это делает. Благодаря способности запоминать индивид накапливает впечатления, возникшие в процессе взаимодействия с окружающим миром, обучается, приобретает навыки, умения, чтобы использовать их в дальнейшем. Понимание функции памяти связано с теорией физиолога П. Павлова об условных рефлекторных реакциях.

Например, если во время кормления младенца включать цветную лампочку, повторяя процесс многократно, у ребенка вырабатывается рефлекторная реакция. Он производит сосательные движения при включенной лампочке даже при отсутствии еды. Ребенок запомнил взаимосвязь со светом лампочки, что обусловлено физиологическими процессами в головном мозге:

  • При кормлении происходит нервное возбуждение в пищевом отделе мозга.
  • При зажигании лампочки происходит нервное возбуждение в зрительном отделе коркового слоя.
  • Многократное повторение процесса приводит к формированию новой нейронной связи в мозге.

Способность запоминать связана с деятельностью отделов мозга, с физиологическими процессами, протекающими в ЦНС. Например, при повреждении некоторых отделов мозга головы, ухудшаются когнитивные способности, в том числе память. Причем физиологические процессы при запоминании идентичны физиологическим процессам, которые происходят при восприятии (зрительном, обонятельном, вкусовом, тактильном).

Различие в том, что при восприятии физиологические процессы поддерживаются текущими внешними стимулами (раздражение рецепторов), при воспроизведении информации из памяти фактором возбуждения нервных структур выступают нервные процессы, происходившие в прошлом. Многократное повторение материала позволяет точно его запомнить.

Деятельность, направленная на запоминание и последующее воспроизведение информации, называется мнемической. Если регулярно учить стихи, происходит развитие памяти у взрослых и детей, запоминание сложных слов и фраз полезно для тренировки мозговых структур, ответственных за мнемическую деятельность. К ним относят гиппокамп, таламические отделы ретикулярной формации, слуховые и зрительные центры коркового слоя.

хорошая память

Врачи отмечают, что стихотворения могут значительно способствовать развитию памяти и когнитивных функций. По их мнению, ритм и рифма, присущие поэтическим произведениям, облегчают запоминание информации. Стихи активируют различные участки мозга, отвечающие за ассоциации и визуализацию, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Кроме того, чтение и декламация стихотворений развивают не только память, но и речь, улучшая артикуляцию и словарный запас. Врачи рекомендуют использовать поэзию как метод тренировки памяти, особенно для пожилых людей, поскольку это помогает поддерживать умственную активность и замедлять возрастные изменения. Таким образом, стихотворения становятся не только источником эстетического наслаждения, но и полезным инструментом для умственного развития.

Как улучшить память с помощью стиховКак улучшить память с помощью стихов

Развитие памяти методом запоминания стихов

Процесс тренировки памяти у детей и взрослых тесно взаимосвязан с другими видами интеллектуально-мнестической деятельности (восприятие, внимание, мышление), стихи оптимально подходят для максимального задействования обозначенных функций. Рифмованные, стихотворные строчки запоминаются легче, чем произведения в прозе. Чтобы эффективно учить стихи для развития памяти у детей, придерживаются принципов:

  1. Внимательное чтение стиха.
  2. Осознание смысла каждого слова.
  3. Произнесение стихотворных строк вслух с соблюдением пауз, с интонационным выделением ключевых моментов.
  4. Напевание текста.
  5. Записывание текста.
  6. Применение способа ассоциативных связей.

Важно задействовать одновременно слуховую и зрительную области корковых структур. Восприятие материала исключительно на слух вовлекает в процесс запоминания меньше мозговых участков, что ассоциируется с меньшим количеством вновь образованных синаптических связей. Если ребенок читает стишок вслух, работают зрительные и слуховые центры коры.

Чтобы лучше учить стихи для улучшения памяти, применяют такие методы, как напевание и записывание, какие способствуют увеличению количества мозговых зон, участвующих в процессе. Подобным образом работает построение ассоциативных цепочек, когда при запоминании стихотворной фразы человек одновременно смотрит на нее, слушает ее, понимает ее и находит в памяти объекты, образы, подходящие, согласующиеся по смыслу с учетом накопленного познавательного опыта.

Человек лучше запоминает материал, который логически связан с накопленными сведениями. Чтобы выучить текст легко, его связывают с хорошо знакомыми объектами. Например, ассоциации к строчке про лес, включают поляну, грибы, опушку, лесных животных. Ассоциации к фразе про спорт, включают бег, здоровье, спортивный костюм, награды, соревнование.

Если не удается выучить сложное произведение, прибегают к способу прописных (заглавных) букв – на бумагу записывают первые буквы каждой стихотворной строчки. Держа перед глазами бумагу с начальными буквами фраз, будет проще повторить все стихотворение. Полезная привычка – заучивание нового стихотворения каждый день.

Если список выученных стихотворений пополняется ежедневно, мнестические способности постоянно тренируются. В результате регулярных занятий потребуется меньше времени для запоминания стихотворений однотипного содержания и равного объема, например, четверостишия. Новые строфы после долгосрочных тренировок запоминаются после меньшего количества повторений. Результат разучивания стихов:

  • Тренировка памяти.
  • Постановка правильной дикции.
  • Пополнение словарного запаса.
  • Обогащение речи литературными, художественными фразами, речевыми оборотами.
  • Расширение общего кругозора.

расширение кругозора

Если человек способен прочесть наизусть много стихотворений, он сможет поддержать диалог с любым собеседником, произведет впечатление образованной, интеллектуально развитой личности. Блеснув эрудицией на собеседовании, удастся заслужить несколько лишних баллов и выиграть конкурс на замещение вакантной должности. При знакомстве подобные навыки и способности заставят обратить на вас внимание.

Стихотворения для развития памяти становятся все более популярными среди людей разных возрастов. Многие отмечают, что ритм и рифма помогают легче запоминать информацию. Учителя и родители используют поэзию как эффективный инструмент для обучения детей, ведь стихи делают процесс запоминания увлекательным и доступным. Взрослые также находят в стихах способ улучшить свою память, используя их для тренировки ума и концентрации. Некоторые утверждают, что чтение и запоминание стихотворений способствует не только развитию памяти, но и улучшению творческого мышления. В целом, положительные отзывы о стихах как методе тренировки памяти подтверждают их ценность в образовательном процессе и личностном развитии.

Выбор стихов

Заучивание текстовой информации относится к методикам, развивающим мнестические способности. Тему стихотворения для улучшения памяти выбирают с учетом личных предпочтений. Начинают с заучивания одной строфы (4-6 стихотворных строк), постепенно увеличивая ежедневный объем запоминаемой информации. Разучивая новые стихи, одновременно повторяют выученные ранее.

Малышам, которые не умеют читать самостоятельно, выбирают для заучивания детские стихи с соответствующими картинками. Ребенок воспринимает информацию на слух и одновременно рассматривает изображения, что способствует концентрации внимания и вовлечению зрительных корковых центров. Для повышения эффекта ребенку после заучивания строф предлагают нарисовать картинку – иллюстрацию к выученному стихотворению.

Такой подход поможет надолго сохранить в памяти новую информацию. Чтобы ребенок надолго запомнил стихотворение, он должен понимать значение каждого слова. Механическое запоминание непонятных слов и выражений возможно, однако при этом понижается качество процесса развития мнемических функций. Для детей младшего дошкольного возраста рекомендованы произведения С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского.

книги для детей

Перечень произведений для заучивания детям школьного возраста включает стихотворения М. Лермонтова, А. Пушкина, Ф. Тютчева. Для взрослых список рекомендуемой литературы для заучивания содержит стихи М. Цветаевой, Л. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака и других авторов. Чтобы усложнить задачу на поздних этапах занятий, лучше выбирать произведения незнакомых авторов.

Заучивание стихов – эффективный метод улучшения памяти. Основные принципы занятий – регулярность, долгосрочность, повторение выученного материала.

Мнемотехника для того, чтобы легко учить стихи.Мнемотехника для того, чтобы легко учить стихи.

Вопрос-ответ

Как стихи развивают память?

Чем ритмичнее, звучнее преподносится материал, тем проще мозгу его запомнить. Здесь играет роль слуховая память — воспроизводя ритм, мы вспоминаем слова, рифмы. Это объясняет, почему некоторые песенки из телерекламы так въедаются в память. Ритмичный стих, да еще наложенный на мелодию — просто радость для памяти.

Как лучше быстро выучить и запоминать текст. Тренировка и развитие памяти.Как лучше быстро выучить и запоминать текст. Тренировка и развитие памяти.

Какие стихи стоит знать наизусть?

Александр Пушкин «Я помню чудное мгновенье»Михаил Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»Владимир Маяковский «А вы могли бы? »Александр Блок «Русь моя, жизнь моя»Сергей Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»Константин Симонов «Жди меня»

Что можно почитать для развития памяти?

«Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени», Крис Бэйли«Зажги себя! », Джон Рэйти, Эрик Хагерман«Метод Помидора. «Эйнштейн гуляет по Луне. «Как читать, запоминать и никогда не забывать», Марк Тигелаар«Жизнь в расфокусе», Майкл Хайятт«Помнить все.

Что можно делать для развития памяти?

Учите иностранные языки. Меняйте привычные маршруты. Ведите здоровый образ жизни. Тренируйте память. Узнавайте новые слова. Разгадывайте кроссворды и играйте в интеллектуальные игры. Включите в рацион Омега-3 ПНЖК.

Советы

СОВЕТ №1

Выбирайте стихотворения с ритмичной структурой и рифмой. Это поможет легче запомнить текст, так как ритм и рифмы создают ассоциации, которые облегчают процесс запоминания.

СОВЕТ №2

Читайте стихотворения вслух. Произношение слов и интонация помогут вам лучше усвоить материал и запомнить его, так как задействуются не только визуальные, но и слуховые каналы восприятия.

СОВЕТ №3

Создайте визуальные образы для ключевых строк или слов. Ассоциации с яркими образами помогут вам легче вспоминать текст и сделают процесс запоминания более увлекательным.

СОВЕТ №4

Регулярно повторяйте выученные стихотворения. Повторение — ключ к долговременному запоминанию, поэтому выделяйте время для практики, чтобы закрепить материал в памяти.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации